Загадки и отгадки
Вернуться к списку новостей24.01.2025
«Шекспир, и несть ему конца.»
И. В. Гете
На первой неделе после зимних каникул в 10А прошли уроки построения знаний и ценностных ориентаций в формате мастерской по сонетам Шекспира. Работали три команды: «Любовь», «Дружба» и «Время» (это темы сонетов).
Известно, что у каждого второго драматурга любовь оказывается универсальной действующей силой, а у Шекспира — нет. С. Джонсон, лучший толкователь Шекспира из всех писавших на английском, проницательно заметил: «Он знал, что всякая другая страсть, будь она обыкновенна или чрезмерна, также может быть причиною и счастью, и беде». Кстати, дружба в то время ценилась больше, чем любовь, так как считалась чувством более надежным. И, безусловно, тема необратимости времени и преодоления его власти над человеком актуальна на все времена.
Меня всегда занимают размышления ребят над третьим общим для всех вопросом. Я стараюсь заинтересовать их, рассказывая о шестидесяти условных претендентах на авторство шекспировского канона. Современный человек в состоянии принять версии о коллективном творчестве, о вынужденной анонимности по причине высокого социального статуса автора, о масонском проекте, завершаемом «философской смертью». Тут и кенотаф как аргумент. Но почему безвестному автору не захотелось «закинуть ключик» от тайны в будущее потомкам? Он ведь мог понимать значимость своих творений — тем более что существует и конспирологическая версия о зашифрованных в его текстах политических тайнах.
И вот каждый год я получаю ответы, которые меня изумляют. Наши дети, живущие во времена крайнего индивидуализма и личных амбиций, способны мыслить как прагматически, так и в категориях философских и христианских. Оцените красоту этих мыслей:
- Боялся, что ключик найдется раньше, чем можно опубликовать авторство.
- Тайна авторства в будущем могла возбуждать интерес к текстам и желание разгадывать их возможные смыслы. Даже заряжала энергией.
- Проект зашифрован осознанно и не предполагает никакой дешифровки.
- А собственно зачем, если войти в ощущение ментальности того времени.
- Отделить искусство от человеческой биографии, возможно, не безупречной с точки зрения нравственности
- Коллективный проект не предусматривал личное авторство. Маска «Шекспир» уравняла всех.
- Обезличив себя, остаться в потоке времени, не выделяя себя.
- Смерть автора — тема литературы XX века. Шекспир сумел сказать об этом намного раньше.
- Нет необходимости добавлять славу, признание к тому сокровищу (дару), которым владеешь: «Но нет угрозы титулам моим пожизненным...»
- Анонимность добрых дел дарует благо — это оценка Бога.
- Иконописцы не оставили своих имен — смирение.
Размышления этого года не стали исключением:
- Шекспир — это проект Тайного совета Елизаветы I. Здесь автор не нужен.
- Стать голосом своего времени для своих современников.
- Слава не имеет веса. «Когда же солнце завершает круг / И катится устало на закат, / Глаза его поклонников и слуг / Уже в другую сторону глядят».
- Шекспир не знал, что он Шекспир. Им он стал для нас.