«Утро красит нежным светом»

Вернуться к списку новостей

25.04.2024

Состоялась премьера спектакля литературного театра СУНЦ, посвященного непростому периоду в истории России.

«Выше, легче, проще, веселей».
К. С. Станиславский

Эту формулу идеального театра великий реформатор вывел в поисках этического оправдания лицедейства. Его знаменитая система, над которой он работал всю жизнь, должна была проложить дорогу для этих поисков. Формула напоминает нам о существовании в человеческой жизни не только земного, но и небесного начала, и она удивительным образом совпадает с тем временем, в котором люди строили новый мир — мир справедливости, равенства и создания нового человека.

События в спектакле «Утро красит нежным светом», который мы увидели 12 апреля на сцене СУНЦ, происходят в 1936–37 годах в одной советской коммунальной квартире. И события эти соответствуют знаковой дате — 1937 год. Сама постановка вступает в диалог со спектаклем 2016 года «Серебряный век. Поэты и история», который был создан предшественниками сегодняшних ребят также в поисках правды о человеке. И тот же руководитель литературного театра Светлана Валерьевна Бабушкина тогда и сейчас очень чутко и бережно направляла этот творческий и человеческий порыв в нужном направлении.

Если первый спектакль был весь соткан из стихов Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Гумилева, Маяковского и других поэтов Серебряного века, то второй — это аллюзии на прозу Шаламова, Платонова, Ельченко, Гроссмана, Гинзбург, которые дополняются семейными историями участников постановки. И трагизм происходящего в какой-то даже будничной тональности подхватывает «Реквием» Ахматовой, звучащий почти шепотом.

Эпоха, которая начиналась с разрушения старого мира и поразительным образом через утраты и лишения как бы освобождалась от материальности, казалось, выходит на уровень чистой духовности, господства идей над бытом. Этот аскетизм физического существования как первозданность человеческой жизни, как метафизика «Черного квадрата» — все это обернулось трагизмом 37-го года. Человеческая природа оказалась неизменной и по-прежнему была способна как на высокие чувства, так и на самые низменные, если на них в обществе появлялся запрос.

Вечные темы — любовь, верность, предательство, подлость и страх, вера в прекрасное будущее — звучат в спектакле именно в той тональности и ритме, которые выводят его на уровень высокой трагедии общечеловеческого звучания.

Постановка запомнилась какой-то самозабвенной погруженностью актеров в атмосферу того времени через бытовые подробности и осознание драматических обстоятельств.

Собравшиеся за общим столом обитатели маленькой коммунальной квартиры (по сути представители разных социальных слоев в модели большого мира) радостно поют о том, что «утро красит нежным светом», и песня звучит не как издевка над «новым дивным миром», а как вера в то светлое для всех будущее, которое непременно настанет.

Ребята, вы настоящие профи!

Татьяна Устинова