Совята, ракеты и вечные двигатели

Вернуться к списку новостей

29.12.2019

21–22 декабря в СУНЦ УрФУ прошел турнир естественных наук и математики для учащихся 6–8 классов «ПОИСК».

Аббревиатура «ПОИСК» расшифровывается так: Пробую, Обучаюсь, Исследую, Созидаю, Конструирую.

Этот турнир проводится в СУНЦ в первый раз. Поэтому сначала несколько слов о том, зачем СУНЦ проводит турнир для школьников не «своего возраста».

Цель турнира – формирование осознанной мотивации у обучающихся средних классов (6-8 класс) к изучению естественных наук и математики, техническому творчеству.

Основная проблема средней школы – отсутствие у учашихся мотивации к обучению. Предметы научно-естественного цикла (сначала окружающий мир, далее биология, физика и химия) настолько «затеоретизированы», что учащиеся не видят, как получаемые знания, законы, формулы хоть как-то связаны с жизнью. У учащихся формируется стойкое представление о том, что явления природы происходят сами по себе, а учеба к этому не имеет никакого отношения. На уроках предлагается «меловая физика», биология, тренирующие только память, химия без практического проведения реакций, школьникам на уроках предлагается набор сведений, который никак не пригодится в практической жизни. Спустя некоторое время после такого изучения предмета, его начинают «тихо ненавидеть».

Кроме того, если старшеклассникам в 9–11 классах предлагается достаточно большое число олимпиад, конкурсов и турниров, то для учащихся 6-8 классов предложений почти нет. После участия в муниципальном этапе (ноябрь, декабрь) возможности проверить и применить знания не только на уроках они, как правило, не имеют.

Ну, и наконец, никто не отменял соревновательный момент. Можно без угрозы получения плохой оценки проверить свои знания и сравнить их со знаниями других людей, многие из которых также участвуют в интеллектуальном соревновании в первый раз. Если человек первый раз придет на соревнование и «провалится», то он поймет, что есть, к чему стремиться — к следующему он уже будет готовиться по-другому, исходя из  полученного опыта. Если ребенок с первого класса может спокойно писать тексты, решать задачи и отвечать на вопросы в незнакомой обстановке, то ЕГЭ и экзамены в ВУЗе для него покажутся совсем простым и привычным делом.

Как проводился турнир?

Турнир состоял из двух туров: теоретического и практического. 21 декабря прошёл олимпиадный турнир, который проводился в форме олимпиады.. Олимпиада проводится по направлениям: физика и техника, физика и астрономия, биология, химия, математика. Время, отведённое на выполнение задания – 1,5 часа для всех классов. Участникам были предложены задания, не рассчитанные на привычные школьные параллели – седьмой или восьмой класс. Задания были рассчитаны на творческое нестандартное мышление, на умение рассуждать и делать выводы, на способность самостоятельно анализировать имеющуюся информацию.

22 декабря состоялся конкурс учебно-исследовательских и проектных работ. Работали секции - математика, физика и техника, химия, биология.

Тема работы могла быть любой:

– реферативно-теоретической – изучение и обобщение фактов и материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, фильмах и т.д.;

– связанной с практикой – проведение собственных экспериментов и наблюдений за людьми, живой и не живой природой, реализация и объяснение демонстрационного эксперимента;

– проектной или конструкторской – создание и конструирование прототипа реального устройства;

– фантастической – разработка, придумывание, описание несуществующих, фантастических явлений и объектов.

В ходе Конкурса участники выступали с устным докладом. Здесь от участника уже требовалось умение презентовать свою работу, умение защитить свою позицию, выражаясь грамотным, понятным языком, аргументировать свои ответы, а не говорить фразы типа «ну… тут вот как-то так». Именно этих навыков многим не хватает не только в школе, но и в работе и повседневном общении с друзьями и близкими.

Тематика работ была совершенно различной. Изучалась лента Мебиуса и урожайность картошки, энергетические напитки, сорта чая, чипсы, явление электромагнитной индукции и механические игрушки, проводили оптические эксперименты и измеряли давление света, участники конструировали водяные ракеты, термометры, светодиодные WI-FI лампы и даже вечные двигатели, обсуждали проблемы сортировки ферромагнитных металлических отходов и наблюдали за образом жизни углозуба и коммуникацией муравьев. Многие работы вызвали бурное обсуждение и дискуссии.

Победители и призеры турнира были определены из числа участников двух туров (олимпиадного турнира и конкурса работ). Их награждение состоялось 28 декабря.

Всего в турнире приняли участие более 100 человек из городов Березовский, Ревда, Верхняя Пышма, Верхняя Салда, Первоуральск, Красноуфимск, Сухой Лог, поселок Восход Камышловского района и Екатеринбурга.

По решению жюри 32 участника получили статус призера турнира, а 8 стали победителями. Призеры турнира были награждены головоломками, а победители получили обучающие комплекты (учебные цифровые микроскопы, набор «Суперизмеритель», набор «Юный химик», конструктор Klikko), которые могут оказаться полезными при дальнейшей работе.

Оргкомитет считает опыт проведения первого турнира положительным, планируется, что он будет проводиться два раза в год – в декабре и в мае.

Турнир проводится за счет средств программы развития СУНЦ УрФУ на 2019–21 годы, реализуемой за счет гранта министерства науки и высшего образования РФ в форме субсидий на развитие сети специализированных учебных научных центров по начальной подготовке высококвалифицированных кадров для инновационного развития России.

Список победителей и призеров турнира >

Задания турнира >

Фотоальбом турнира >

Ольга Инишева