СУНЦ УрФУ — кузница науки Урала
Вернуться к списку новостей06.12.2025
Лицей всегда был и остаётся местом, где зарождается любопытство, формулируются первые гипотезы, а стремление к знанию становится нормой жизни. Здесь растут те, кто однажды принимает решение связать свою судьбу с исследованием, поиском и научным открытием.
За 35 лет существования СУНЦ выпустил более восьми тысяч лицеистов — это восемь тысяч историй и судеб, в которых лицей стал не только этапом обучения, а чем-то большим, что повлияло на всю будущую жизнь.
Почему именно СУНЦ становится местом силы для тех, кто двигает науку вперёд?
Чтобы понять это, мы поговорили с тремя выпускниками — кандидатами наук, которые рассказали о своём пути, о роли лицея, о том, что для них значит заниматься наукой, и о том, чтобы они посоветовали нынешним лицеистам.
Лицей — это энергия, которая питает долгие годы
Анна Владимировна Ланских, кандидат филологических наук, выпускница СУНЦ 2000 г.
Анна Владимировна вспоминает, что двери в науку для неё открыл именно СУНЦ. Лицейские занятия были приближены к университетскому формату: сдача сессий, семинарские занятия, практики в библиотеке УрГУ. Такая организация позволила сформировать новое отношение к получению знаний.
Но самое главное — особая атмосфера СУНЦ. «Лицей уникален тем, что он отвечает потребности узнавать, творить, созидать такой энергией, которая питает долгие-долгие годы», — поделилась Анна Владимировна.
Тема диссертации Анны Владимировны родилась ещё на филфаке УрГУ. Она исследовала реалити-шоу 2000-х с точки зрения коммуникативной прагматики. Защита диссертации стала важным этапом в профессиональном и личном аспектах: «Но, несмотря на все хлопоты, все устроилось, даже диплом кандидата наук пришёл до рождения сына».
Первая исследовательская работа у Анны Владимировны тоже связана с СУНЦ. Она изучала жизнь свердловских школьников 1920–1930-х годов: «Я работала в университете с архивами, встречалась с информантом. Меня удивили её рассказы о методических экспериментах по организации обучения в школе в молодом советском государстве. С тех пор мне кажется очень интересным период 1920-х». Этот научный запал сохранился, и в 2024 году Анна Владимировна опубликовала научную статью об университетской жизни первого десятилетия советского государства.
«Если академическая среда — это то, без чего вы не можете жить, значит, вы на правильном пути», — такое напутствие Анна Владимировна даёт нынешним лицеистам.
В науке важнее всего команда
Игорь Павлович Челак, кандидат экономических наук, выпускник СУНЦ 1999 г.
История Игоря Павловича — пример того, что путь в науку может быть длинным, сложным, но очень осознанным.
В СУНЦе на него сильнейшее влияние оказал Владимир Дмитриевич Камынин — преподаватель истории, доктор исторических наук, чьи лекции поражали глубиной знания предмета и педагогическим мастерством. Благодаря ему Игорь Павлович собирался стать историком и даже получил «проходку» на истфак УрГУ, выиграв олимпиаду.
Но жизнь распорядилась иначе — он поступил в Уральскую академию государственной службы и 20 лет посвятил государственной службе: от специалиста до и.о. заместителя руководителя Территориального управления Росимущества. Однако мечта о диссертации не исчезла: «Я хотел однажды увидеть своё имя с приставкой “кандидат наук” на сайте СУНЦа».
Вернуться в науку помогли образовательные программы Агентства стратегических инициатив и победа в конкурсе «Лидеры Минэк». В итоге в 2023 году он защитил кандидатскую диссертацию по экономике на тему «Управление развитием инновационной экосистемы предприятия на основе учета интересов стейкхолдеров».
Игорь Павлович даёт советы тем, кто только начинает свой путь:
«Как можно учить и делать науку, если сам не учишься новому?»
«В науке команда важнее всего. Чтобы на кого-то опереться, нужно самому быть надёжным».
«Если ты умеешь задавать правильные вопросы — ты уже учёный».
Инвестиции в себя — лучший социальный лифт
Шнырев Максим Евгеньевич, кандидат экономических наук, выпускник СУНЦ 1993 г.
Наш третий герой приехал в СУНЦ учиться из небольшого шахтёрского посёлка Буланаш — и сразу почувствовал разницу: сложность программы, уникальность преподавателей, умная и мотивированная среда. Максим Евгеньевич не проводил исследований в лицее, он просто делал своё дело: решал задачи, изучал теорию для дальнейшего поступления. СУНЦ дал ему больше: умение учиться, способность работать в интенсивном ритме, уверенность, что знания меняют траекторию жизни.
Благодаря получению гранта от Консорциума экономических исследований и образований, он получил обучение и стажировку в РЭШ (Российской экономической школе). Этот опыт во многом определил его интерес к науке и теме диссертации. «Моя диссертация посвящена проблемам человеческого капитала и эффективности инвестиций в образование, здоровье, навыки, социальные связи. Тогда и сегодня инвестиции в себя — лучший социальный лифт».
Его совет для лицеистов честен: «Погрузитесь в исследования. Даже если вы не станете учёными, критическое мышление защитит вас от астрологов, гомеопатов и “тренеров успешного успеха”».
СУНЦ — место, в котором рождается научная смелость.
Истории трёх выпускников, посвятивших себя науке, разные. Но очевидно одно: лицей дал им то, после чего учиться и делать открытия хотелось больше прежнего. Кто-то получил в СУНЦ сильную академическую базу, которая стала надёжным фундаментом для дальнейшего образования. Кого-то вдохновил преподаватель настолько, что появилось желание стать на него похожим. Кто-то уже в школьные годы писал исследовательские работы и учился анализировать и синтезировать информацию. Но одно можно утверждать совершенно точно: СУНЦ — кузница науки Урала. Ведь СУНЦ — это сообщество мотивированных, думающих, увлечённых людей, которые стремятся к открытиям и хотят развивать научную среду нашего региона и страны.

